Хочу похвастаться поведением ребенка.
Занятия (Просто... Хоровое пение... Не по системе Монтессори... :) проходят в комнате, в которой один проход между партами. Детки от 4 до ~12. Приходим на занятие. Дочка (4.8) занимает свободное место, третье от прохода. два первых заняты. четвертое свободно. начинается занятие. Через некоторое время подходят опаздывающие (к сожалению таких много.) "Легкодоступные" места все заняты, поэтому проползать (Реально проползать - расстояние между стульями и партами следующего ряда очень маленькое) на дальние места, производя шум, и сбивая распевку (занятие уже идет).
опоздавших пропускают с неохотой - оно и понятно, своим опозданием они мешают другим. Однако из-за того, что их не пропускают они создают еще больше шума...
Одна из опоздавших девочек пытается пройти к 4му месту в "нашем ряду". Долго протискивается сзади первой девочки, потом сзади второй... Как только она начинает протискиваться мимо первой, моя малышка потихоньку сползает со стула, и задвигает его, пропуская опоздавшую девочку. потом снова садиться на свое место.
Я в шоке. Ребенок легко разрулил социально-конфликтную ситуацию, даже не дав ей зародиться... Я начинаю внимательно следить за остальными детьми, "благо", опоздавших много, и не вижу ни одного аналогичного случая. В лучшем случае дети подвигаются и пропускают только если их просят... в результате первые 10 минут занятия проходят под шум и гам...
Почти год уже ребенок не ходит в Монтессори-садик, но корни этого поступка были заложены именно там, и за год небыли потеряны... Бесконфликтному общению в системе Монтессори отводится огромное место. Мне доставляет удовольствие наблюдать, как она поставлена. И я очень рад, что моя жена нашла себя именно в Монтессори-педагогике.