КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЯ МУСУЛЬМАН К ИНОВЕРЦАМ
автор Мухамед Саляхетдинов (Мусульманский общественный деятель. Руководитель Ассоциации культурно-просветительских и общественных объединений "Собрание) дата 2004-04-28
Джихад – одно из наиболее неверно понимаемых установлений в исламе. Многие мусульмане не имеют четкого и правильного представления об этом установлении. В основе арабского слова “джихад” лежит корень “джухд” (прикладывать усилия или старание). “Муджахед” – это тот, кто прикладывает усилия для исполнения предписаний Всевышнего. Другими словами, джихад – это усилие, целью которого является совершение благого и противостояние злу, а это означает, что данное слово имеет достаточно широкое значение и будет неправильным относить его лишь к военной тематике.
Учитывая тот факт, что большой ажиотаж вокруг слова “джихад” возникает в связи с вопросом противостояния мусульман с немусульманами, то разберем некоторые важные аспекты, касающееся этой темы, исходя из исламских принципов.
ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН К НЕМУСУЛЬМАНАМ
Всевышний говорит: “Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те – грешники” (Коран, 60:8-9).
Ислам не только ратует за справедливое отношение к немусульманам (в данном случае к идолопоклонникам Мекки), но и требует быть благодетельными по отношению к ним. Слово “добродетель” (араб. “бирр”) в арабском языке имеет широкий смысл и означает больше, чем справедливость. Это же слово мы встречаем в одной из заповедей ислама, которую проповедовал Пророк, быть “добродетельными в отношении к своим родителям”. Таким образом, в исламе предписывается быть добродетельными как к своим родителям, так и к иноверцам, которые не враждебны к мусульмана
м.
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ ПИСАНИЯЕсли ислам не запрещает быть добродетельным и справедливым по отношению к представителям других религий, а в вышеприведенных двух аятах говорится об идолопоклонниках, то соответственно к людям Писания должно быть более благосклонное отношение, независимо от того, находятся они в исламском мире или за его пределами. Коран обращается к ним не иначе, как “О люди Писания” или “О Вы, обладатели Писания”, подчеркивая тем самым, что изначально они принадлежали к небесной религии и что они имеют с мусульманами общие истоки, изначально принадлежат к единой религии, которую проповедовали все посланные Всевышним Пророки: “В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу (,сказав): “Соблюдайте религию и не разделяйтесь” (Коран, 42:13).
Мусульманам предписано верить во все Священные Писания и посланников Аллаха, поскольку без этого их вера не будет действительной. “Скажите: “Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему” (Коран, 2:136).
И если люди Писания прочтут Коран, то найдут в нем похвалу своим Священным Писаниям, посланникам и пророкам.
Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит огорчение или способствует вражде: “Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: “Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и бог ваш - один, и предаемся мы Ему” (Коран, 29:46).
Мы уже видели, что ислам разрешает мусульманам употреблять в пищу то, чем питаются люди Писания и забитых ими животных, а также вступать в брак с их женщинами, что само по себе предполагает жизнь в любви и согласии. Об этом Всевышний говорит: “Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание” (Коран, 5:5).
Это относится к людям Писания в целом. Однако христиан Коран наделил особым статусом и считает их более близкими для сердца мусульман. “Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы”. Это оттого, что есть среди них иереи и монахи, что не высокомерны они” (Коран, 5: 82).
ДРУЖБА С ИНОВЕРЦАМИ
Возможно, возникнет закономерный вопрос: а необходимо ли проявлять добродетель, любовь и добрые отношения к немусульманам, если в Коране запрещается проявлять любовь и дружбу по отношению к неверным: “О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с иудеями и христианами: дружат они между собой. Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он – один из них. Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым. Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться …” (Коран, 5:51-52)?
Ответом на этот вопрос будет следующее. Вышеприведенные аяты не касаются абсолютно всех иудеев, христиан и представителей других религий, так как такое понимание противоречило бы другим аятам, а также хадисам, которые предписывают относиться с дружелюбием к людям, творящим добро, несмотря на их религиозную принадлежность. То же самое относится и к аятам, в которых разрешается породниться с людьми Писания, вступая в брак с их женщинами. Всевышний, говоря о супружестве, подчеркивает: “И установил Он любовь и благосклонность между вами” (Коран, 30:21). А, говоря о христианах, Он сказал: “Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорит: “Воистину, христиане мы” (Коран, 5:82).
В первом из приведенных аятов говорится о людях, относящихся враждебно к исламу и мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать с ними дружеские отношения и оказывать им помощь, чтобы они не выведали тайны мусульман. Такие союзнические отношения навредят мусульманской общине. Об этом Всевышний говорит далее: “О вы, которые уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей. Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть их – на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, – еще сильнее. Разъяснили Мы вам аяты, если бы только вы уразумели! Вот любите вы их, а они не любят вас!” (Коран, 3:118–119).
Этот аят проливает свет на сущность этой категории неверных, скрывающих в своих сердцах сильнейшую враждебность и ненависть к мусульманам, с языков которых порой срываются признаки такой враждебности. Аллах также говорит: “Не найдешь ты среди уверовавших в Бога и в день Судный людей, которые были бы дружелюбны к тем, кто враждебен Господу и Посланнику Его, если даже отцы это их, сыновья, братья и родственники” (Коран, 58:22).
Противостояние Аллаху не ограничивается одним лишь неверием в Него (куфр), это еще и враждебность к исламу и мусульманам. Аллах также говорит: “О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими. Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам. Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего” (Коран, 60:1).
Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках, которые объявили войну Посланнику Всевышнего и изгнали мусульман из их жилищ только за то, что те говорили: “Аллах – наш Господь”. Дружба с подобными людьми недопустима. И несмотря на это, Коран не оставляет надежды, что в один из дней может наступить примирение; в нем не провозглашается полного и окончательного разрыва с этими людьми. Наоборот, выражены чаяния, что верующие смогут повлиять на них, что ситуация и отношения изменятся. Поэтому в той же суре Аллах далее говорит: “Быть может, решит Господь установить дружбу между вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий Он, Прощающий, Всемилосердный” (Коран, 60:7). Тем самым Коран предостерегает от возможного обострения конфликта и вражды, поскольку как говорится в хадисе, переданном аль-Бухари, “злейший твой враг однажды может стать твоим другом”.
Запрет на дружбу усиливается, если враг обладает силой. Так как в подобных случаях лицемеры и те, сердца которых поражены болезнью, идут на такую дружбу, преследуя свой меркантильный интерес, Всевышний говорит: “Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться с ними и оправдываются: “Опасаемся мы, что постигнет нас беда какая-нибудь”. А ведь может случиться так, что дарует Всевышний верующим победу или даст повеление какое-либо от себя. И тогда раскаются (нестойкие в вере) в том, что таили они в душах своих” (Коран, 5:52).
“Так ‘обрадуй’ же лицемеров вестью, что уготовано им наказание мучительное, – тех, кто дружит с неверными, а не с верующими. Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести они величие? Воистину, все величие – у Аллаха” (Коран, 4:138–139).
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К НЕМУСУЛЬМАНАМ
Нет ничего зазорного в том, что мусульмане обращаются за помощью к немусульманам (будь то частные лица или организации) в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных отношений, например, в области медицины, производства или сельского хозяйства. Хотя предпочтительней, чтобы мусульмане могли решать подобные вопросы самостоятельно.
Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как он взял в качестве своего проводника Абдуллу Ибн Урайкита (идолопоклонника) во время своего перехода (хиджры) из Мекки в Медину. Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение “неверный” не ведет к полному недоверию к нему, так как что могло быть более рискованным для Пророка, чем довериться проводнику при таком опасном переходе.
Более того, ученые утверждают, что руководитель мусульман может обращаться за военной помощью к немусульманам (в частности, к людям Писания), делясь при этом полученными трофеями.
Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (мир ему) пользовался помощью иудеев, когда вел войну, при этом делился с ними трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка (мир ему), будучи идолопоклонником.
Условием, при котором можно обращаться за помощью к немусульманину, является его доброе отношение к мусульманам. Если же он не заслуживает доверия, то нельзя к нему обращаться за помощью, поскольку нельзя этого делать даже по отношению к ненадежным мусульманам.
Мусульманину разрешается дарить и принимать подарки от немусульман. В данном случае достаточно упомянуть, что Пророк (мир ему) принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами. Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки от немусульман, а Умм Салама, жена Пророка, рассказывала, как Посланник (мир ему) сказал ей: “Я подарил ан-Наджаши (правителю Эфиопии) одеяние и кусок шелка …”.
Ислам уважает человека только лишь за то, что он человек. И почему он не может не уважать людей Писания? Однажды мимо Пророка (мир ему) проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. После чего кто-то заметил: “О Посланник Аллаха, это хоронят иудея”. Пророк (мир ему) ответил ему: “А разве он не человек?!”. Так что каждому ислам проявляет свое уважение и предоставляет особое место.