С 1 марта 2017 году Ростовская область перейдет на новый порядок расчета мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным и региональным льготникам
В Законодательном собрании Ростовской области рассмотрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные областные законы», подготовленный министерством труда и социального развития Ростовской области, который предполагает изменение порядка начисления жителям области льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Проект названного закона подготовлен с целью приведения областного законодательства в соответствие с федеральными законами социальной направленности, а также в связи с вступившим в законную силу решением Ростовского областного суда от 7 июля 2016 года, которое оставлено в силе Верховным Судом Российской Федерации.
Федеральные законы «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ЗС) предусматривают предоставление гражданам из числа льготных категорий мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанной исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и фактического объема потребленных услуг.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг начисляется в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В настоящее время ежемесячные денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ростовской области получают отдельные категории граждан, условно подразделяемые на две большие группы по принципу финансирования мер социальной поддержки: «федеральные» и «региональные» льготники. Начисление
названных выплат осуществляется согласно региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемых 1 раз в год постановлением Правительства области в разрезе муниципальных образований, исходя из данных о средней стоимости 1 квадратного метра оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Верховный Суд РФ указал, что при определении порядка расчета ежемесячных денежных выплат «федеральным» льготникам следует руководствоваться федеральными правилами их исчисления, которые не предусматривают использование для этих целей региональных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг.
Следовательно, в связи с вступлением в силу указанного решения суда расчет ежемесячных денежных выплат «федеральным» льготникам должен производиться в соответствии с нормами Федеральных законов в размере 50% фактической оплаты гражданами за жилое помещение исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и фактического объема потребленных услуг по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако, отмена в соответствии с решением суда указанных региональных стандартов как способа расчета ежемесячных денежных выплат только для «федеральных» льготников, не затрагивая «региональных», приведет к нарушению принципа равенства социального обеспечения, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим вышеназванным законопроектом предлагается внести также изменения в Областные законы «О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий», «О социальной поддержке детства в Ростовской области», «О социальной поддержке ветеранов труда», «О ветеранах труда Ростовской области» и установить порядок расчета ежемесячных денежных выплат для «региональных» льготников по аналогии с расчетом указанных выплат, предусмотренным для «федеральных» льготников федеральным законодательством.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется на февраль 2017 года.
Расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг будет производиться органами социальной защиты населения согласно ежемесячно поступающим в электронном виде сведениям от организаций, осуществляющих начисление платы гражданам за жилищно-коммунальные услуги, ТСЖ и ЖСК (ЖК), без привлечения граждан.