У любого ребенка с проблемами из аутичного спектра есть сенсорные проблемы (дефицит ощущений) и это одна из причин стимуляций - ребенок пытается восполнить недостаток ощущений (тактильных - постоянные движения, как всем телом - беготня и падание, так и отдельными частями, например, руками при открывании дверей и пр.; вестибулярных - прыгание, бегание, падание; слуховых - все что он делает издает звуки, да и сам Глеб тоже сопровождает ими свои действия; зрительных - постоянное мельтешение от этих действий; и др. ощущения) - это т.н. сенсорный аспект.
Необходимость в ощущениях есть у любого ребенка и любого человека, через них воспринимается окружающая действительность - это фундамент на котором строится дальнейшее развитие.
Эмоциональный аспект - не просто так аутизм относят к эмоционально-волевым нарушениям. Эмоции и чувствительность - это слабое звено таких детей, которое тащит за собой многие другие проблемы, хотя на этот счет есть разные мнения.
Одна из причин необходимости в постоянных сенсорных стимуляциях заключается в том, что в связи с повышенной (часто зашкаливающей) чувствительностью, с которой ребенок не справляется, он закрывается от восприятия окружающего, так как оно для него сопряжено с огромным стрессом, а следовательно закрывается и от развития ("так много всего вижу, что не вижу ничего"). Однако потребность в том чтобы чувствовать, видеть, слышать и т.д. есть и ребенок реализует ее путем стимуляций. В то же время, стимуляции зачастую выступают в качестве защиты. Стресс (негативный или позитивный не важно, любой накал эмоций) - напряжение - стимуляция, как попытка его заглушить. Стимуляцией ребенок зачастую снимает тревогу.
Социальный аспект - это способ взаимодействия, привлечения внимания, потребность в общении, которая у таких детей есть и она огромная, хотя часто может казаться иначе, но за неимением навыков и возможностей реализуется таким образом.
Педагогический аспект - отсутствие навыков не обозначает отсутствие потребности в них. Ребенку необходимо что-то делать, как-то занимать себя и он это делает. Как умеет, как может так и делает.
И также можно выделить соматический компонент - иногда стимуляция помогает справиться с плохим самочувствием или указывает на него.
Таким образом, в зависимости от ситуации стимуляция в той или иной мере дает ребенку разнообразные и так необходимые ощущения, защиту, занятость, взаимодействие и пр. - это то, что он приобретает.
Что ребенок теряет - ребенок теряет внешнее восприятие действительности и расширение знаний, умений и навыков, так как основную массу времени предоставлен получению однообразных стереотипных внутренних ощущений. Внутренние ощущения не восполняют всех необходимых для развития ощущений, которые в норме поступают из вне, но хотя бы немного компенсируют их отсутствие.
Кроме того энергии на воспроизведении этих стимуляций тратится масса, а КПД от них мизерный, т.к. очень сложно получать что-то новое постоянно выполняя одно и то же действие. Имено поэтому стимуляции практически постоянны, т.к. чтобы почувствовать прежний "кайф", необходимо постоянно увеличивать "дозу".
А вот теперь уже можно перейти и к модификации... в первую очередь Вы определяете причину стимуляции, а затем помогаете конструктивно переработать ее.
Т.е. если это сенсорный аспект - то даете поддержку на уровне ощущений. Разных ощущений и доступных ребенку. Первое время достаточно ярких и сильных ощущений, так как других он не заметит в силу своей защищенности. Чем монотоннее подача ощущений, тем сложнее на первых этапах ребенку их заметить. Если педагогический - то занимаете ребенка; если эмоциональный - то помогаете справиться со стрессом или убираете его и тут также очень важно и ваше стабильное эмоциональное состояние, т.к. успокоить ребенка находясь в полном раздрае достаточно проблематично и т.д.
В реальности же Вы в той или иной мере будете воздействовать на все аспекты одновременно, но какой-то будет ведущим.
Что можно делать: массажи, вплоть до пощипывания; тянуть ребенка, вытягивать и разминать каждый пальчик, массажировать область лица, глаз, спины; качать за руки-ноги меняя амплитуду и скорость, катать на гимнастическом мяче, щекотать; менять интонацию, громкость и высоту голоса - делать речь яркой и заметной; играть с ритмом и звуками; стараться в общении с ребенком использовать только основные слова и понятия (правильный пример: играете с мячом, например, прыгаете им, сильно ударяя о землю и комментируете глядя на ребенка: "Мяч" (громко и четко) "Прыгает мяч" в соответствии с ритмом "Прыг-прыг-прыг"; неправильный пример: "Глебушка, смотри какой мячик, хороший мячик, большой мячик. Смотри как он прыгает. Вот как высоко. Да. Прыгает. Красный мячик. Вот какой у нас хороший мячик" и т.д. - в этом варианте ребенок не услышит ничего, а энергии вы потратите массу, но в холостую); занимать ребенка - придумывать простые-простейшие занятия/задания для него вплоть до "на-дай" просто на удержание внимания; на первых этапах для привлечения и удержания внимания и интереса можно еще играть с музыкальными инструментами, мыльными пузырями, воздушными шариками (тут главное тоже не зависать на способе игры с ними - их много), воздушные шарики можно надувать и сдувать в руках ребенка, можно надувать и пускать под потолок, чтобы он сдувался, потом искать и снова надувать, можно надувать и просто играть с ним, можно рисовать на нем - важно помнить что комментарии д.б. очень точечными и слышными ребенку, находящемуся "под водой"; те же пирамидки - не давить, а точечно - одно колечко надел и хорошо - зафиксировали "Колечко", показали и пошли дальше, например, шарик надули (надувать как и сдувать можно так, чтобы он его чувствовал держа его руками, чтобы они раздувались вслед за шариком), а затем вернитесь к пирамидке и еще одно колечко наденьте - зафиксируйте "Молодец! Надел!", дайте сенсорную поддержку, помните спинку и двигайтесь дальше. И так во всем.
И важно помнить, чем больше ребенок предоставлен сам себе и своим стимуляциям, тем меньше он получает из внешнего мира. И чтобы что-то получать из вне, на здесь и сейчас ему нужна практически постоянная ваша поддержка, включенность и участие. Играть вместе, а не рядом, не боясь нарушить его "спокойствие".