Полин, в обучении чтению мне больше всего нравятся кубики Зайцева.
Но с младшим не использовала. Как-то в этот раз всё само получилось.... Просто буквы учили на номерах машин, а потом "застукала" его в магазине за чтением названий продуктов.
При этом младший рос, как саксаул. По тсаршему поняла, что учить надо тогда, когда спрашивает. На старшем провела все возможные эксперименты по чтению. Системы были разные: Глена Домана, Сесиль Лупан и пр. и пр. Итог: буквы знал в 3, читать начал около 6, когда мотив появился и , сокрее всего, мозговые структуры созрели. С младшим сознательно не торопилась. Видела, что у старшего интерес к обучению быстро пропал в началке. Причины: обучение до началки и сама началка. То, что я сейчас вижу у младшего, радует. У него такой живой костёр жажды к знаниям горит.
Для себя сделала вывод, что дошколят нужно учить только тому, к чему проявляют интерес. Помочь развить интерес могу совместные занятия. Вместе лепить, рисовать и пр.
Потом уже анализируя системы раннего развития, пришла к мысли, что не все они оправданны. Дети до обучения должны многое постичь. Должна быть та база, на которую всё обучение потом ляжет. По исследованиям психологов, например, дети, лишённые игр с водой в ванночке, не усваивают понятие объёма в школе. У них просто нет ощущений, которые помогут им в этом.
А на сверстников, я, лично, не ориентировалась. Знаю, что народ с ума сходит по раннему развитию. Загружает деток с рождения. А результат? всё это можно освоить за пару месяцев в началке и средней школе. У меня подруга предлагала с младшим в годик на английский куда-то в развивайку ходить. Объяснила, что в этом возрасте только мама может это сделать. А потом после того, что я научила в прошлом, наверное, полгорода английскому с 4 лет ( у меня ежегодно было около 60 детей - а занималась я этим лет 10
) могу тебе точно сказать, что лучше всё-таки с 6 -7 лет. Нужно, чтобы родной язык был идеально усвоен. И не в смысле того, что нормально говорит, а в смысле богатства языкового выражения. Так что мой личный опыт подсказывает не торопиться и не делать того, что делают все. Я это называю "следовать за ребёнком" Для меня сейчас очень важно, чтобы жажда к знаниям и открытиям у младшего не иссякла. И кстати, недавно где-то читала о тибетских периодах воспитания детей. Там до 6-7 лет идёт только то, что я для себя называю развитие нравственности и души. Период подготовки к обучению - 8-10 лет. 10-14 лет считаются годами "великого учения"