Марина, вот по твоей выделенной фразе ... То есть она актуальна при любом воспитании, потому что по-видимому в любом случае мы допускем ошибки, даже того не замечая? Мне тут видится какой-то коммерческий подход и как раз-таки обожествление психотерапевтах и психотерапии... Имхо, если надо.
Мне твои мнения близки, но читая тебя, у меня возникает ощущение, что неправильно все!!! И любое слово может травмировать, шок и т.п! Ну согласись, неверно жить родителям, погружаясь в мысли, а вдруг не так...
По поводу того же плача, у нас хорошо выработано, что сын может сказать, что ему грустно, устал и т.п., но не всегда во время говорит иногда после, но бывает такое, что я чувствую, что тут нужно сказать "о, ты так ревешь как медведь" и все! Он начинает улыбаться-смеяться или может даже еще громче реветь, но уже как медведь.
Вот какое поведение было бы правилнее при просто нытье?
И про стыд пишешь всегда. У меня сложилось впечатление, что ребенок вообще не должен знать ни этого слова , ни этого чувства. По-че-му? Неужели не бывает вещей, за которые может быть стыдно? Понятно, что при норм воспитании и прочее, этого не должно возникнуть. Вот мне Вспомнилось, как в моем первом классе мальчик, простите, писел и рисовал на стене школы. Разве его маме не стыдно за его поведение? Да , это крайнее отклонение, но чувство-то есть. Или вот тут форумчан ка писала о дочери, которая другую девочку в туалете закрывали, ей, наверно, тоже было стыдно... Или вот спросят у меня какие-то элементарные вещи по моему образованию , а я не вспомню, мне будет стыдно. Или может это другие чувства и должны тттт иные названия? Вот правда интересно было рассмотреть на прмерах...
Если что я не для спора, мне правда интересно
Галина! это право каждого считать то или иное утверждение рекламой или правдой каждого конкретного человека. для меня это правда и я это принимаю. более того , я могу на своем примере рассказать ,как сложно порой принять информацию о том, что я не очень-то хорошая мать ,у меня когда я родила дочь и все время до конца возраста потребностей, была ТАКАЯ КУЧА проблем, что на моей дочери это сказалось. потом я пошла в свою терапию. НО возраст уже прошел, принять что мой ребенок Эмоционал ( т.е. у нее эмоциональная структура существования и так она отреагировала на разрыв связи в РД) и теперь соответственно ее первые реакции на ситуацию - очень сильны и мне надо это принимать и учить ее называть, осознавать и справляться со своими чувствами мне было достаточно просто. и я просто это приняла и сделала все что я могу, чтобы сделать последствия этого менее сильными и менее сильно влияющими на ее жизнь и мне это удалось: больше нет истерик с паданием на пол, с ором на всю ивановскую и все такое прочее, есть осознание, что я "злой лев" или "я расстровена" или "я боюсь" и дальше оно будет расширяться, но она останется эмоционалом при этом, просто не будет откровенным истероидом. мне НАМНОГО сложнее было принять то ,что у нее ЕСТЬ проблемы ( пусть и не сильные и в теле не выраженные) в структуре потребностей, потому что мне это было невыносимо, вроде бы я же все делала правильно ( и ГВ по требованию. и на руках носила, и в общем была уже достаточно хорошей матерью), НО проблемы есть, и если я буду это отрицать, потому что у меня сопротивление в том ,чтобы признать ,что да, тогда до ее 1,5 лет я делала ВСЕ что могла, но ЭТОГО ЕЙ БЫЛО НЕДОСТАТОЧНО, и сейчас я МОГУ ПРИЗНАТЬ, что проблемы есть и их исправить ( потому что всегда есть время до 12 лет, когда можно исправлять и улучшать паттерны из разных возрастов и структур), либо продолжать доказывать самой себе, что я идеал матери и образ Бога не Замле и у моего ребенка будет идеальная судьба. вот это я называю работой над собой, я считаю такой подход ЭФФЕКТИВНЫМ, в отличие от СТЫДА И ВИНЫ. вот именно потому, что ВИНА и СТЫД АНТипродуктивные чувства, которые не толкьо НЕ помогают, НО и крайне мешают нам жить ,я и считаю ,что эти чувства не нужны нашим детям. НО дилема в том ,что если мы испытываем стыд и вину, мы не можем сделать что-либо ПО-ДРУГОМУ, у нас нетт на это сил ,тк вина и стыд натсолкьо сильно давят на наши плечи и спину, и так сильно сдавливают грудь, что порой думая о том, за что стыдно ,нам даже может быть трудно сделать вздох. КАК тогда мы можем делать что-то ИНОЕ ,имея весь это груз на нас? и опять же другая дилема в том, что если мы не искореним эти чувства в себе,и не заменим их на более конструктивные, то наши дети, хоть тысячи раз им рассказывай, как можно исправить это или добиться успеха в этом ,если мы уже нагрузили их стыдом и виной, у них не будет сил что-то менять? а мы нагрузим их в любом случае, если эти чувства есть у нас. поэтому я вообще не воспринимаю слово ВОСПИТЫВАТЬ сейчас: для меня этот процесс выглядит так - работа над собой и возможность иметь то, что я хочу, жить так как я хочу, не быть нагруженной лишними и бесполезными чувствами и раз и происходит ЧУДО: мой ребенок счастлив и имеет один ( или если быть точным два) примера для отзеркаливания - мой путь и путь ее отца. и этого УЖЕ достаточно. я уже молчу про то, что у меня тупо больше принятия инаковости моей дочери, когда я принимаю всю себя со всеми своими недостатками. я как бы учусь сама и тем самым учу дочь, но ни в коем случае я не буду ее стараться научить тому, что сама не имею или не умею - это совершенно бесполезно и вызывает только море агрессии со всех сторон. поэтому когда мне не нравится что-то в поведении моей дочери я впервую очередь смотрю вглубь себя и на поведение мужа, делаю выводы и ...работаю над собой.вот такой у меня подход.