Кто как учит читать?
Традиционная методика обучению чтения самая распространённая и самая древняя. По ней обучают уже 5 тысяч лет. Обучение чтению по этой методике основано на фонемном принципе: звучащее слово расчленили на звуки речи (фонемы). За определёнными звуками закрепили определённые значки – буквы. Обучение чтению идёт по слогам и вслух (ребёнок обязан озвучить то, что видит его глаз). Поэтому обучать чтению ещё не говорящего малыша официальной педагогике даже не приходит в голову. Вы на собственном примере видите, что даже годовалый малыш способен выучить все буквы! Но читать он научится только через несколько лет. Процесс обучения говорящего ребёнка чтению идёт в порядке, обратном развитию его интеллекта. Сначала говорящего ребёнка знакомят с буквами, затем учат, как эти буквы озвучиваются. Потом наступает самый сложный этап обучения – слияние букв и звуков в слоги. Теперь ребёнок может озвучить слово и даже предложение. Но это не есть чтение, потому что малыш не понимает прочитанное: озвученные буквы ещё не обретают для него смысл. Только в возрасте 5-7 лет, обучаясь по традиционной методике, ребёнок может выйти в понятийное чтение. Но, так как процесс расшифровывания букв для него утомителен, скорость понимания прочитанного будет крайне низкой. Дойдя, наконец, до конца предложения, до точки, ребёнок забудет, о чём шла речь в начале предложения. Захочется ли ему после таких мучений читать вообще? В этом, на наш взгляд, и заключается беда начальной школы, ориентированной на обучение ребёнка чтению вслух, а не про себя, чтению послоговому, а не целыми словами, чтению медленному, а не беглому.
Чтение, по Глену Доману, целыми словами - это не что иное, как обучение большому количеству фактов, называемых словами. Ребёнок учится читать не с буквы, не со склада, а с целого слова. Игра выглядит примерно так: берём 5 карточек со словами и, не показывая их пока ребёнку, говорим: «Радость моя, сегодня мы с тобой будем играть в слова». После этого, произнеся слово-сигнал «Смотри!», показываем ребёнку слова, при этом озвучивая их. Такой метод обучения позволяет миновать послоговой этап проговаривания слов, выйти в скорочтение и даже в скоромыслие (ведь ребёнок будет читать не со скоростью говорения, как мы с Вами, а со скоростью мысли).
Мы говорим слово «мама» и показываем малышу карточку с этим словом. Он слышит слово. Звуковые колебания проникают через органы слуха в мозг, и там происходит понимание того, что услышало ухо. Во время нашего показа карточки малыш видит слово, причём охватывает его глазом целиком, а не по буквам. Световые колебания проникают через органы зрения в мозг, и там происходит понимание того, что увидел глаз. Таким образом, понимание устной и письменной речи – это две стороны одного процесса. Учить малыша письменному языку даже легче, чем устному. Написанное слово всегда остаётся тем же самым, а вот озвучиваться слово может по- разному: быстро - медленно, громко – тихо, внятно – скороговоркой, с акцентом, с речевыми дефектами.
(по материалам ЦРР "Умница", г. Челябинск)